ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ – ТВОЯ СЕМЬЯ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОГО ФОНДА «ВИКТОРИЯ» Г.МОСКВА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕМЬЯ»
Н.Н.ЛИЦМАНЕНКО
Психологические исследования и обобщение опыта работы школ-интернатов свидетельствуют а том, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихcя без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях.
Как сложится самостоятельная жизнь выпускников в постинтернатный период, зависит от усилий специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники школы‑интерната сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организации свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи.
Несмотря на политику передачи детей-сирот в семьи граждан, по-прежнему большое их число пополняет детские дома, где встает проблема организации адекватных условий жизни и, скитания. Если учесть, что ни одно учебное заведение не готовит специалистов для детских домов и интернатов, и сама профессия не является престижной, то задача обеспечения условий для развития личности ребенка-сироты очень актуальна. В своей практике специалисты встречаются с проблемами, о которых не задумывается ни один родитель дома – например, подготовка, к самостоятельной семейной жизни.
В нашем тематическом Объединении «Семья», организованном в рамках программы «Мы – ТВОЯ семья!» мы стремимся к развитию содержательных и эмоциональных аспектов общения. Объединение призвано учить детей умению видеть личностные качества других детей, способствовать углублению и обогащению контактов детей-сирот.
Семья важна для каждого! Это наш девиз!
Семья – это место, где мы говорим, слушаем, понимаем, принимаем, любим, прощаем, ценим, растем...
B ходе наших Встреч, бесед, диалогов мы нашли для себя, что:
Семья – это единство индивидуальностей.
Семья – это близость, открытость и понимание.
Семья всегда уделяет время каждому.
Семья всегда умеет приспособиться к жизненным ситуациям.
Семья передает традиции, религию, обычаи и ценности.
Семья – это школа, где учатся доброте и нежности.
Семья – это место где мы растем духовно.
Семья – это место, где мы можем снова встать, сделать новую попытку, если упадем, и никто не перестанет нас любить.
Семья – это книга наших воспоминаний.
Семья живет, любит, радуется, страдает, возрастает вместе.
В тематическом объединении «Семья» мы пытаемся формировать очень нужные в семейных взаимоотношениях потребности и качества: сотрудничество, уважение, взаимопонимание
сопереживание. Это происходит посредством познавательных личностных бесед, анализа литературных произведений и фильмов, где явно показаны положительные семейные качества, при обсуждении различных семейных ситуаций с поисками путей выхода из сложных обстоятельств.
Формирование родственных взаимоотношений, формирование чувства материнства и отцовства строится на организации совместной деятельности, на развитии внимания и доброжелательности, на развитии эмоциональных отношений.
Дети-сироты в большей степени, чем кто-либо, являются группой риска по отказу от ребенка. Причины для этого не только материальные, но и психологические.
Для того чтобы девочка в будущем стала примерной матерью, необходимо, чтобы в ее раннем детстве была первоначально сформулирована глубокая эмоциональная привязанность к матери.
Чувства материнства и отцовства формируются на основе материнского и отцовского инстинктов.
Материнский инстинкт – основополагающий в жизни женщины и направлен на вынашивание потомства и заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту матери и потомства.
Как материнский, таки родительский инстинкт, прежде всего преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта, продолжения рода. Инстинкты материнства и отцовства альтруистичны по своему содержанию, подразумевая жертвенность и бескорыстие.
Поэтому в школе-интернате в Объединении «Семья» мы проводим работу по формированию ценностного отношения к ребенку, эмоционально окрашенного образа матери, развитию чувства эмпатии, сострадания, жалости.
Строительство своего будущего человек первоначально осуществляет в воображении, в мыслях. Оно зависит от способности человека связать воедино настоящее, прошедшее и будущее время своей жизни, а также от его самооценки. Поэтому в эти планы необходимо закладывать образ матери, отца ребенка.
Цель воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в формировании у них способности к самостоятельному решению широкого круга проблем в семейной жизни, формированию семейного «Мы»; к развитию содержательных и эмоциональных аспектов общения семьи.
Источник: http://Сборник материалов региональной начно-практической конференции |